Тольятти - молодой город

Так называемые молодые города представляют собой значимый феномен новейшей российской истории. Именно за счет таких городов, как Тольятти, возникших в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 30—60-е годы минувшего века, во многом происходил рост городского населения.

Эти города участвовали в формировании той новой генерации людей, того типа культуры, которые сегодня все активнее определяют социальный облик России, представляют структуры власти, создают политические настроения. Тольятти — город современных технологий, отличающийся значительным интеллектуальным потенциалом и многообразием культурных процессов, в которых скрыты огромные возможности социо-культурной среды.

Новые города были необходимы стране для создания территориальных центров, способствующих развитию регионов накопления и использования регионального экономического, социального и интеллектуального потенциала; раскрытие и привлечение разнообразных ресурсов роста — ведь страна была вынуждена ориентироваться на свои собственные силы; формирование сети отраслевых промышленных центров, которыми могли стать далеко не все старые города.

Как сопрягались эти задачи с культурными процессами? Тольятти, возникший на волне технического прогресса, нам представляли как образцовый социалистический город. Однако с самого начала его бурного роста, связанного со строительством ГЭС, а затем Волжского автозавода, сфере культуры уделялось совершенно недостаточное внимание. В результате сотни тысяч горожан — население Тольятти превышает сегодня 700 тыс. человек — превратились по существу в обитателей громадных «спальных» микрорайонов, в которых отсутствовала развитая социальная инфраструктура.

Особенность Тольятти в том, что в нем нет глубоких культурных корней. Поскольку его «предок» Ставрополь остался на дне водохранилища, был безвозвратно утрачен целый пласт культуры старинного волжского города, которому сейчас исполнилось бы 270 лет. Именно с этой точки зрения справедливо суждение об отсутствии в Тольятти культурных традиций. В целом «идея» города — это проект улучшенной барачной застройки, примыкающей к производству, новый советский вариант поселения слободского типа.

Культурный потенциал Тольятти в широком смысле слова — это его население, определяющее культурную специфику города, его прошлого, настоящего и будущего; в более узком — инициативные группы, творческие союзы и объединения.

Поскольку большинство жителей здесь — приезжие, каждое новое поколение имеет все больше оснований считать себя коренными жителями, а интегрирование города в местную ситуацию, осмысление окружающего культурного, исторического и природного ландшафта представляют постоянно идущий естественный процесс.

Именно культурные процессы служат той матрицей, которая формирует исторический облик молодого города. Обстоятельства возникновения Тольятти как крупного промышленного и индустриального Центра Поволжья привели к тому, что его отношения с областью и с областным центром Куйбышевым—Самарой складывались непросто. Город развивался по логике крупных индустриальных проектов, «спущенных» из центра, строительство ГЭС, химических предприятий, автозавода, стремительно набирал экономический потенциал и составлял очевидную конкуренцию для Самары. Сегодня Тольятти имеет в области статус города № 2, не являясь административным центром субъекта Федерации, он обладает всеми признаками «вольного города», готового самостоятельно решать свои проблемы.

Основные отрасли промышленности в Тольятти:
1. машиностроение и металлообработка (ОАО «АвтоВАЗ» (автомобили), «АвтоВАЗагрегат» (запчасти к автомобилям), ООО «Артель» (обработка металла), «Трансформатор», «Волгоцеммаш» , судоремонтно-механический, электротехнический и др.);
2. химическая («Куйбышевазот», «Куйбышевфосфор», «Синтезкаучук», «Тольяттиазот», «Трансаммиак»; в городе берет начало аммиакопровод Тольятти — Одесса);
3. производство стройматериалов, полиграфическое предприятие «Современник»;
4. легкая (обувное ЗАО «Лидер», трикотажная фабрика);
5. пищевая.

Современный Тольятти

Современный город Тольятти исторически сложился как объединение трех территориально разобщенных районов — Комсомольского, Центрального и Автозаводского, возникновение которых связано с тремя этапами становления производственной базы города. Технократическая идея, в соответствии с которой город рассматривался как подчиненный производству элемент, изначально ставила на второй план вопросы его социо-культурного обустройства и градостроительной целостности.

Комсомольский район возник на месте прежнего села Кунеевка на побережье Волги — как поселок строителей ГЭС, а затем как место проживания работников городских предприятий. На территории Комсомольского района происходило открытие первых учреждений культуры города: дома культуры, музыкальной школы, библиотеки, кинотеатра, парка, танцевальной площадки.

Появление Центрального района было связано с необходимостью переноса на новое место города Ставрополя, попавшего в зону затопления. В нем оказались сосредоточены все городские административные учреждения, а также учреждения культуры городского значения.

Самый молодой Автозаводский район возник в ходе строительства Волжского автозавода и стал своего рода «городом в городе». Он заселен в основном работниками автозавода и является самым крупным районом города (свыше 430 тыс. человек), превосходящий два других по площади, населению и экономическому потенциалу.

Три района города появились в разное время и в разных обстоятельствах; все они были заселены в основном мигрантами различных профессий и поколений. По социальному составу, экономическому положению, образу жизни жители трех районов существенно отличаются друг от друга. Каждый район живет довольно обособленной жизнью. Таким образом, нарушение градостроительной целостности предопределило социальную разобщенность трех районов, их территориальное разделение, различия в уровне развития. Это относится не только к производственной сфере, но также к сфере культуры и досуга. Учреждения культуры, независимо от того, имеют ли они городское или местное значение, работают в основном с населением, проживающим в том районе, в котором они находятся.
Фактически в современном Тольятти существуют три города, связь между которыми весьма условна. Они не составляют целостный монолит, и поэтому их культурные возможности не суммируются, не обретают нового качества на городском уровне.

Учреждения науки и образования на территории Тольятти: ВНИИЦеммаш, ВНИИ нерудных материалов, Институт экологии Волжского бассейна. Волжский университет им. В. Н. Татищева, Международная академия бизнеса и банковского дела, Поволжский технологический институт сервиса Государственной академии сферы быта и услуг, Тольяттинский политехнический институт.
Филиалы: Военного инженерно-технического университета, Международного института рынка, Самарского государственного педагогического университета, Самарской гуманитарной академии. Культурные учреждения: театры — драматический, кукол. Краеведческий музей.

В сознании граждан сильны тенденции обособленности, не позволяющие им воспринимать город как целое. С этой точки зрения необходима территориальная инфраструктурная ориентация, предполагающая создание максимальной свободы для развертывания культурных процессов в городе, двигателем которых выступают не управленческие решения, а общественные инициативы, творческая индивидуальность деятелей культуры и искусства, профессионализм работающих в сфере культуры специалистов.