Разновидности шкивов для коленчатого вала

Большая часть автомобильных механизмов используют для своей работы энергию, получаемую от вращения коленчатого вала. Если вращение колёс обеспечивается целой системой валов и шестерён, то для приведения в действие газораспределительного механизма (ГРМ), генератора, помпы, кондиционера используется шкив коленчатого вала.
В различные периоды развития автомобилестроения и для разных марок авто, применялись независимые друг от друга конструкторские решения шкивов. Нельзя утверждать, какой тип шкивов лучше, так как для разных условий эксплуатации автомобиля подходит свой тип шкива.

Коленчатый вал со шкивом под клиновый ремень

Практически все легковые и грузовые автомобили, автобусы с моторами, разработанными отечественными конструкторами в советскую эпоху, имеют ременную передачу для генератора. Шкив под такой ремень отличается цельнолитой (цельносварной) конструкцией, а паз повторяет конфигурацию клинового ремня.
На конец вала шкив насаживается через шпонку, что не позволяет ему прокручиваться, и закрепляется с помощью гайки (реже – болта). Максимально упрощенная конструкция позволяет использовать шкив на протяжении всего периода работы мотора.

Зубчатый шкив коленчатого вала

Для облегчения системы и провода газораспределения конструкторами было предложено использовать не цепь, а ремень. Подобная конструкция встречается почти на всех современных автомобилях. Для максимального совпадения угла вращения коленвала и распредвала, внутренняя поверхность ремня оснащена пазами, а на внешнем ободе шкива нанесены зубы. Именно по этой причине такой шкив назван зубчатым. При условии своевременной замены ремней и правильной эксплуатации, шкив служит достаточно долго, а поломка встречается редко.

Демпферный шкив коленчатого вала

При запуске и резком изменении частоты вращения коленчатого вала, на ремень и систему газораспределения производится сильное импульсное механическое воздействие. Конструкторы предложили дополнительно оснастить шкив демпфером – резиновой прослойкой между внутренней обоймой и внешним рабочим диском. Такая конструкция получила широкое применение в моторах для микроавтобусов и автомобилей небольшой грузоподъёмности.

Конструкторы добились желаемого технического результата, но при этом, сократился срок эксплуатации шкива. Резина от перепадов температур, воздействия агрессивной окружающей среды и механических нагрузок теряет свою эластичность и быстро разрушается. Владельцы автомобилей вынуждены постоянно следить за состоянием демпфера и срочном порядке производить замену шкива коленчатого вала при появлении у него каких-либо дефектов. В случае, если шкив сломается – автомобиль будет полностью обездвижен.