Содержание статьи:
Снятие шкива коленчатого вала автомобиля ВАЗ – достаточно сложная операция, особенно если вы делаете это впервые. При демонтаже особенно важно, чтобы не пострадал шпоночный паз. Использование специализированных механизмов поможет вам быстро выполнить замену – а если их нет, задачу можно выполнить другими методами.

Что такое шкив
Шкив коленчатого вала – это вращающееся колесо, которое приводится в движение коленчатым валом. Именно от него зависит работа многих систем вашего автомобиля, получающих энергию, которая поступает от двигателя. Он приводит в действие генератор, газораспределительный механизм, кондиционер автомобиля и помпу. Если понадобилось установить новый сальник, вам нужно будет снять шкив. Демонтаж возможен и в случае повреждения самого шкива.
Они могут быть очень разными, и в различных автомобилях имеются свои особенности этой детали:
- Коленвал со шкивом под клиновый ремень – это самый распространённый вариант в автомобилестроении. Им оснащались и оснащаются автобусы, легковые авто и грузовики. Главное преимущество этого типа – его универсальность: на него можно устанавливать не только оригинальный, но и другие типы ремней.
- Другой тип – зубчатый. Именно он установлен в большинстве современных автомобилей. Чтобы надёжно совместить угол вращения распредвала с коленвалом, внешний обод колеса оснащён зубьями, а внутренняя поверхность ремня снабжается пазами. Если шкив эксплуатируют корректно, а ремни заменяют своевременно, он служит долго и не выходит из строя.
- Следующий вид – демпферный. Данный тип применяется в микроавтобусах и авто с небольшой грузоподъёмностью. Демпфер – это резиновая прослойка, которая гасит колебания между внешним диском и внутренним механизмом. Это самый новый вид шкивов. Ремни могут выходить из строя под влиянием погодных условий (резких перепадов температур), механических нагрузок и агрессивных сред. Поэтому при появлении дефектов вероятна замена шкива.
Также замена понадобится, если вышли из строя сальники коленчатого вала (вы заметили утечку масла). Течь масла возможна не только из-за сальника.
Также возможны недостаточная вязкость или повышенная текучесть самого масла. Так происходит, если используемое масло не соответствует техническим условиям работы мотора.
Снятие шкива коленчатого вала — это важный этап при ремонте двигателя автомобиля, который может потребоваться при замене ремня ГРМ, масляного уплотнения или других элементов. В данном руководстве вы найдёте пошаговые инструкции, советы и рекомендации, чтобы сделать этот процесс максимально простым и безопасным.

Зачем снимать шкив коленчатого вала
- Замена ремня ГРМ: Для доступа к зубчатому ремню требуется демонтировать шкив.
- Замена уплотнений: Протечка масла может указывать на необходимость замены сальников.
- Диагностика или ремонт двигателя: Иногда шкив мешает доступу к другим компонентам двигателя.
Как открутить болт / гайку шкива коленчатого вала
Конструкционное решение в автомобилях ВАЗ подразумевает крепление шкива массивным болтом – с его снятием чаще всего возникает проблема у автолюбителей.
Сложность заключается в местонахождении болта: необходимо правильно расположить ключ и приложить силу, что крайне трудно. Даже если вам удалось до него добраться, болт мог попросту прикипеть, из-за чего снятие будет проблематичным. Плотная заводская фиксация служит для того, чтобы помешать самораскручиванию болта.
Во время эксплуатация автомобиля фиксация болта только увеличивается. Откручивание плотно сидящих болтов будет гораздо проще, если есть технический аэрозоль WD-40. Этот спрей применяют для раскручивания уже заржавевших и прикипевших болтов.
Подготовка к снятию шкива коленвала
Для успешного снятия шкива коленвала понадобятся:
- упоры противооткатные;
- подъёмник;
- монтировки;
- набор гаечных ключей на 38 или 36 и на 10;
- отвёртки.
Работы проводятся на подъёмнике или в смотровой яме. Перед началом демонтажа, необходимо проверить систему вентиляции картера. Если система имеет загрязнения, под действием избыточного давления газов, сальник начинает пропускать смазку.

Необходимые инструменты и материалы
Инструмент | Назначение |
---|---|
Съёмник шкива | Для безопасного демонтажа шкива |
Гаечные ключи и головки | Для снятия болтов и креплений |
Удлинитель и вороток | Для увеличения усилия |
Динамометрический ключ | Для затяжки болтов с нужным моментом |
Смазка или проникающая жидкость | Для облегчения откручивания |
Пошаговая инструкция по снятию шкива
Подготовка автомобиля
- Заглушите двигатель и убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности.
- Отключите аккумулятор, чтобы предотвратить случайное замыкание.
- Установите автомобиль на домкрат и зафиксируйте его с помощью опор.
Доступ к шкиву
- Снимите защитные кожухи двигателя, чтобы получить доступ к шкиву.
- Если необходимо, удалите ремень привода вспомогательных агрегатов.
Фиксация коленчатого вала
- Заблокируйте коленчатый вал с помощью специального фиксатора или затормозите двигатель.
- Используйте соответствующие инструменты, чтобы предотвратить проворачивание вала.
Снятие шкива
- Осмотрите шкив: Убедитесь, что на шкиве нет видимых повреждений.
- Ослабьте центральный болт:
- Используйте вороток с удлинителем для откручивания болта.
- При необходимости примените проникающую жидкость.
- Установите съёмник:
- Закрепите съёмник на шкиве.
- Плавно вращайте механизм съёмника, пока шкив не снимется.
- Демонтируйте шкив:
- Снимите шкив вручную, удерживая его обеими руками.
- Осторожно извлеките его, чтобы не повредить близлежащие компоненты.

Замена коленчатого вала
Прежде чем демонтировать шкив коленчатого вала, нужно осуществить демонтаж колеса.
- Убирать блок воздушного фильтра и грязезащитный щиток.
- Ослабить гайку на генераторе. Ослабить гайку и болт натяжения ремня генератора.
- Ослабить и снять приводной ремень генератора.
После этого шкив достаточно просто снять шкив всего несколькими движениями. Его также можно снять съёмным устройством. При снятии шкива необходимо проявить осторожность, чтобы не повредить шпоночный паз. Неплотная посадка детали в пазе в разы ускорит её износ.
Замена сальника
Переходя к демонтажу и замене сальников, нужно придерживаться плана работы:
- Гаечным ключом №10 открутить все болты и гайки, которыми крепится к поддону крышка привода.
- Вместе с прокладкой снять крышку привода и удалить остатки прокладки.
- С крышки привода отвёрткой и бородком выбить сальник с внутренней стороны.
- Крышку привода обязательно надо очистить. Для этого можно использовать бензин или солярку.
- Сальник по всей поверхности смазать силиконовым герметиком. Аккуратно вложите его на место и вдавить. Излишки герметика с крышки и сальника удалить ветошью. Крышку также необходимо протереть ветошью. Фиксирующий герметик можно нанести двумя способами: на крышку или на блок. Герметик наносят на крышку в случае, если есть уверенность в том, что сможете сразу и с первого раза установить её правильно; если у вас так не получится, то стоит нанести герметик на блок.
- Перед установкой протереть ветошью место установки; там не должно быть остатков прокладки или иных загрязнений.
- Поместите крышку углом на поддон и оденьте её на место на направляющие шпильки.
- Закрутите крышку, начиная с трёх поддонных болтов, а затем переходите к основным. Болты не закручивайте сразу, просто наживите их, а только затем закрутите.
- Теперь очистите шкив коленвала так же, как и крышку. Для того, чтобы просто установить шкив, определите, где у расположена шпонка на детали, и правильно центрируйте её.
- Шкив установить подкручиванием. Если он не садится на место, нужно немного открутить болты крышки, подтолкнуть деталь и затем закрутить болты обратно.
- В конце остаётся толь установить все детали и механизмы на свои места. Прикручивая гайку на место, её можно усилить слоем герметика. Это необходимо для того, чтобы она не ослабла, если вы не очень плотно её закрутили.
Таким образом, замена сальника не будет крайне сложной. В этом вы сможете убедиться сами, если будете выполнять все действия аккуратно и последовательно.
Советы и рекомендации
- Используйте качественные инструменты: Дешёвые съёмники могут повредить шкив или сорваться.
- Работайте с чистыми руками: Это поможет избежать загрязнения двигателя.
- Пометьте положение шкива: Для удобства последующей установки.
- Проверяйте состояние деталей: После снятия шкива осмотрите уплотнения, болты и шпонку.

Часто встречающиеся проблемы и их решения
Проблема | Причина | Решение |
Застрявший болт | Коррозия или сильная затяжка | Используйте проникающую жидкость или нагрев |
Повреждение шкива | Неправильное использование съёмника | Применяйте только подходящие инструменты |
Проворачивание коленвала | Отсутствие фиксации | Установите специальный фиксатор |
Заключение
Снятие шкива коленчатого вала — это процесс, требующий внимательности и использования подходящих инструментов. Следуя приведённым рекомендациям, вы сможете выполнить эту задачу быстро и без лишних осложнений. Помните о важности техники безопасности и тщательной подготовке перед началом работ.